Home » известные люди » Бен Бенцианов: «Я ненавижу старость, но уважаю возраст»

Бен Бенцианов: «Я ненавижу старость, но уважаю возраст»

benzianov benЕго настоящее имя звучит как псевдоним. Отец назвал сына Бенжамином в честь одного англичанина, который спас ему жизнь в лагере во время войны. Потом непривычное для русского слуха имя превратилось в короткое и звучное – Бен. И вот уже более 50 лет Бен Бенцианов выступает на эстраде с музыкальными фельетонами, миниатюрами и публицистикой. Причем каждый российский глава государства, начиная с Хрущева, считал своим долгом наградить Бенцианова за «эстрадную деятельность». Последний орден был присужден артисту уже Путиным.
Но сначала был театр. Поступив в 1937 году в студию Ленинградского Большого драматического театра, он стал постигать азы сценического искусства под руководством самого Бориса Бабочкина…

– Мы начинали все вместе: Вадик Стржельчик, Фима Копелян, Люся Макарова. Люся даже была когда-то моей невестой. Мы репетировали в БДТ «Маскарад» Лермонтова, и с тех пор у меня сохранилась фотография с подписью: «Арбенин покидает свою Нину. Но она любит его и никогда не полюбит другого». Потом она стала женой Копеляна…
Но война нас всех разбросала и помешала получить диплом. Я оказался на Белорусском фронте, в артиллерии. И в театр удалось вернуться только много лет спустя.

– Как же вы рискнули бросить прославленный театр и уйти на «вольные хлеба», став эстрадным артистом?

– Зарплата в театре была крохотной, денег катастрофически не хватало. А я в это время женился, у меня родился сын, появились новые заботы: нужно было платить няне, покупать пеленки-распашонки… Я по 16-18 раз штопал свои брюки, потому что был не в состоянии купить новые. И мой друг, Илья Рахлин – ставший впоследствии директором знаменитого ленинградского Мюзик-холла – И. Ф. – меня уговорил поработать временно в Ленконцерте:» Бен, ты посмотри на себя? На кого ты похож?!» – сказал он. – « А так, поработаешь годик на эстраде, купишь себе новый костюм, туфли». И я ушел « на годик», который продолжается до сих пор.

– И никогда не жалели, что бросили театр?

– Жалел ужасно. Я первое время приходил в свой театр, сидел на спектаклях, смотрел и плакал. Слезы лились, я не мог их удержать. Это длилось много лет, пока я не почувствовал, что становлюсь на эстраде заметным артистом.

А потом наступил звездный час Бенцианова. Через год после первого полета Юрия Гагарина в космос, Хрущев объявил 12 апреля днем космонавтики. К этой торжественной дате в Москве лихорадочно достраивали Дворец съездов, где должны были выступить лучшие артисты страны. 2000 певцов, музыкантов, танцоров со всего Советского Союза собрались в столице: ансамбли «Ореро», «Песняры», знаменитые солисты, одних конферансье только было 12 человек. «Ленинградскую» группу возглавляла директор Ленконцерта, которая видела успех Бенцианова на его гастролях в ГДР, в группах советских войск. Она и порекомендовала молодого артиста своей подруге Фурцевой. Министр культуры, правда, нашла куплеты, исполняемые актером, несколько легкомысленными. « Бенцианов, видимо, забыл, что выступает не в райкоме комсомола, а во Дворце съездов, – ехидно заметила Фурцева. И все же ленинградец-куплетист ей понравился, именно он был отобран из множества других претендентов на роль конферансье.
Это был не просто праздничный концерт, а первая в истории СССР «живая» трансляция по телевидению. Успех исполнителей сегодня трудно описать, они в одночасье стали знаменитыми.
Однако сольные концерты Бенцианова начались несколько позже, здесь опять сыграла роль счастливая случайность.
– У меня был свой небольшой оркестр, 8-9 человек, маленький коллектив, с которым мы много гастролировали и ездили по стране. Жена Люба была одновременно и моей партнершей на эстраде. Она, кстати, очень дружила с Викторией Горшениной, работавшей в Театре Аркадия Райкина. И вот однажды дома раздается смешной звонок:
– Бен, здравствуйте, это – Аркадий. Вы не могли бы мне на время одолжить вашу жену?
Я несколько удивился и озадаченно спросил:
– Аркадий Исаакович, а какую цель преследует ваше желание?
– Да вот понимаешь, Рома (супруга Райкина – И. Ф.) уезжает в Москву, нужно срочно ввести на роль Любу.
– А, ну это другое дело.

Бенцианов согласился. И, оставшись без партнерши, решил начать сольные выступления, с которыми он гастролирует и сегодня.

– Конечно, сейчас на эстраде стали иные отношения. Если прежде артиста уличали в «левых» концертах, то разгорался страшный скандал. А сейчас никаких других выступлений, кроме «левых», не существует. Ведь смешно и стыдно играть за те деньги, которые нам платит государство, я, например, как народный артист России, получаю за вечер 60-80 рублей! Однако служащие «Петербург-концерт» обязаны в месяц отработать пять «государственных» концертов, остальное уже – их личное дело.

– Но профессия конферансье постепенно умирает…

– Это действительно так. Телевидение, интернет дали людям огромный, гигантский поток информации, и сегодня уже никого не удивишь простым анекдотом или рассказом. Это раньше выходил знаменитый Соколов-Сокольский и срывал овации: « Вот тут мне поступила записка с вопросом: «Как вы сами живете?» А что, я живу, как все. Как в автобусе: половина – сидит, половина – трясется…» Тогда это было неожиданно и смело. А сейчас рассказывать вещи, которые зрители знают не хуже тебя, просто скучно. Поэтому конферансье, на мой взгляд, должен уметь красиво и изящно представить солиста, рассказать о его уникальности. По крайней мере, этому я учу своих студентов в «Петербург-концерт».

– Зато артисты этого жанра, как никто другой, могут рассказать множество веселых историй из своей практики…

– Таких случаев было на самом деле много. Помню, выступали мы как-то с ребятами в театре эстрады в канун Нового года, 31 декабря. Я вел концерт, и мы договорились закончить его не позже 10 часов вечера для того, чтобы все успели доехать домой во время. Каждый солист поэтому должен был исполнить всего по две песни. И вот отработали уже, как положено, Пьеха, Хиль. Выходит на сцену Георгий Прага – хороший певец, но совершенно неуправляемый. И его, что называется, понесло. Он поет третью песню, четвертую… Все в ужасе: «Бен, что происходит? Мы же не успеем добраться домой». Пришлось мне выйти, отодвинуть певца и объявить: «Концерт из Праги окончен».

Бен Бенцианов, несмотря на весьма и весьма почтенные года, не оставляет концертную деятельность. « Я ненавижу старость, но уважаю возраст», – признается он.

– Старость, на мой взгляд, это когда с человеком невозможно становится спорить, его нельзя убедить в иной точке зрения, и он способен говорить только о своих болезнях.
Я же не хочу пребывать в немощности и желаю последние минуты отпущенной мне жизни провести на сцене. Понимаю, что не всем дано такое счастье, это Божий дар. Но я об этом мечтаю.

,

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

*
*

14 − five =